- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система права и система законодательства Республики Беларусь
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001602 |
Тема: | Система права и система законодательства Республики Беларусь |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 7 1.1. Общая характеристика конституционно-правового статуса личности 7 1.2. Понятие, виды и содержание прав и свобод человека и гражданина 11 1.3. Конституционные гарантии реализации прав и свобод в Республике Беларусь 19 ГЛАВА 2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 2.1. Система права и система законодательства Республики Беларусь 27 2.2. Особенности правотворческого процесса на современном этапе 33 2.3. Роль Конституционного Суда в формировании национального права 40 ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА 45 3.1. Понятие и основные принципы правового государства 45 3.2. Развитие правового государства в Республике Беларусь: проблемы и перспективы 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67 ВВЕДЕНИЕ Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что Конституция в современных государствах выступает в качестве основного юридического акта, вносящего определенное упорядочение в систему правового регулирования. В то же время можно выделить два вопроса как основные предметы конституционного закрепления, среди них: система власти и прав государства, а также гражданские свободы, права и обязанности. При этом чрезвычайно важным является формирование оптимального характера отношений между такими субъектами как государство, личность, общество, обеспечение баланса их интересов, ибо необоснованный перевес в определенную сторону способен привести не только к подавлению свободы личности, но и к вседозволенности. В случае приоритета прав и свобод отдельного гражданина, не следует забывать и про организующую роль государства. Ибо именно государство, исходя из ст. 59 Конституции Республики Беларусь, должно принимать все доступные меры с целью создания внутреннего и международного порядка, что необходим для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, которые предусмотрены Конституцией [1; 32]. В связи с этим встает вопрос касательно пределов вторжения государства в область прав и свобод отдельного человека, а также актуальным является поиск решения задач, направленных на обеспечение юридических норм, включая конституционные. Необходимость подобной практики наблюдается в любом государстве, включая страны с довольно прочными демократическими традициями. Данный вопрос будет актуальным до тех пор, пока будет существовать право, т.е. перед нами пример постоянного развития и познания. Однако подчеркнем, что на каждом этапе своего правового развития отдельное общество обладает основаниями требовать, чтобы правовая политика, понимание сущности конституционных норм полностью соответствовали требованиям времени. Согласно концепции правового государства, необходимо взаимодействие личности и субъектов политической системы с целью оптимизации их взаимоотношений, повышения уровня правовой защищенности личности, обеспечения равенства всех граждан перед законом, а также усиления взаимной ответственности. Правовое государство будет являться реальным исключительно в тех случаях, когда государственная власть и право придут в состояние равноправного партнерства, направленного на создание качественно правового государства [50, c. 5]. Очевидно также следующее: развитие правового государства не является возможным без практики развития и совершенствования его правовой системы, ибо применительно к современной эпохе право выступает в качестве основного средства достижения, обеспечения и защиты общечеловеческих ценностей, закрепления практики прогрессивных социальных отношений, стабилизации положительных тенденций в области общественного развития, нивелирования последствий негативных тенденций. В связи с этим сегодня в Республике Беларусь наблюдается ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы законодательства, что составляет правовую основу работоспособности всех ведущих сфер жизнедеятельности общества: государственного управления, экономических отношений, образования, социального обеспечения, пенсионного обеспечения, трудовых отношений. Одновременно, нормативные правовые акты, принимаемые в стране, должны характеризоваться наличием общей, единообразной, понятной для всех субъектов смысловой нагрузкой, соответствовать Конституции Республики Беларусь. Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, которые входят в область конституционно-правового регулирования. Предметом исследования выступает правопонимание в контексте Конституции Республики Беларусь, такие его элементы, как права человека, правовой закон и правовое государство. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить особенности указанных институтов с точки зрения конституционного законодательства, правовой теории и практики конституционных правоотношений. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач: – охарактеризовать понятие, виды и содержание прав и свобод человека и гражданина как основные элементы его конституционно-правового статуса; – рассмотреть конституционные гарантии реализации прав и свобод в Республике Беларусь; – проанализировать систему права и систему законодательства Республики Беларусь – изучить особенности правотворческого процесса на современном этапе; –проанализировать роль Конституционного Суда в формировании национального права; – обобщить понятие и основные принципы правового государства; – выделить основные тенденции развития правового государства в Республике Беларусь, обозначить проблемные аспекты в данном процессе и предложить возможные пути их решения. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как метод системного и структурного анализа, а также специальные методы правой науки: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод аналогии в праве. В ходе исследования были изучены нормы Конституции Республики Беларусь, отраслевых кодексов и законов, акты Президента Республики Беларусь. Особое значение для исследования также имеет анализ отдельных заключений Конституционного Суда Республики Беларусь по ключевым вопросам, рассматриваемым в дипломной работе. Теоретическую основу исследования составили монографии, комментарии законодательства, научные и аналитические статьи, а также учебные пособия как отечественных, так и российских ученых. При этом определенный интерес представляют не только исследования конституционалистов, но и представителей иных отраслей юридической науки. Среди авторов, чьи труды легли в основу исследования, отдельно следует отметить таких правоведов, как С.С. Алексеев, Г.А. Василевич, А.Б. Венгеров, А.Ф. Вишневский, Л.Д. Воеводин, В.Н. Дмитрук, В.А. Кодавбович, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.И. Пастухов, В.В. Подгруша, Ю.А. Тихомиров, А.В. Шавцова, Б.С. Эбзеев и др. ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 1.1. Общая характеристика конституционно-правового статуса личности Термин «правовой статус», как правило, используется в законодательстве и научной литературе в тех случаях, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правоотношений. При этом права и обязанности не только фиксируют стандарты поведения, считаемые обязательными, полезными, целесообразными для эффективной деятельности социальной системы в отдельном государстве, но и раскрывают главные принципы взаимоотношений личности и государства. Существенным фактом является и то, что право должно защищать интересы человека не только тогда, когда он представляет собой полноценную личность. Так называемые недееспособные граждане (например, малолетние дети) также являются лицами, чьи права гарантирует законом. Однако они именуются «субъектами права», т.е. обладают исключительно правоспособностью, это значит, что их права и законные интересы отстаиваются лицами, которые способны осуществлять определенные юридические действия в интересах недееспособного (попечителями, опекунами), т.е. субъектами права, что обладают отдельными качествами личности – разум и свободная воля [43, c. 92]. Отсюда следует, что в структуру правового статуса гражданина включен ряд элементов – гражданство, общая правоспособность, законные интересы, гарантии, принципы правового положения личности, юридическая ответственность и др. [47]. В частности, принципами правового положения личности являются основополагающие начала, идеи, что охраняются и защищаются государством и положены в основу осуществления свобод, прав и обязанностей гражданина и человека (т.е. это – так называемый предстатусный элемент) [92, c. 53]. Гражданство, в свою очередь, выступая определенным политико-юридическое состоянием, представляет собой предпосылку, определяющую правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо ограничений. Известно, иностранцы, а также лица без гражданства, что проживают в отдельном государстве, также обладают правовым статусом в ограниченном объеме – такого рода ограничения определяет Конституция или законодательство [45, c. 83]. Правоспособность – это способность субъекта права обладать соответствующими правами и обязанностями, что предусмотрены действующим правом, в то время как законные интересы тоже отражают исключительно разрешенность действий, а юридическая ответственность при этом является вторичной касательно обязанностей, ибо без обязанности не существует ответственности. И, наоборот, факт неисполнения обязанности влечет за собой возникновение ответственности. Таким образом, это – послестатусный элемент. Касательно гарантий правового статуса личности, то под ними понимают те положительно действующие средства и условия, обеспечивающие его фактическую реализацию и надежную защиту и охрану для всех и каждого. В самом общем виде гарантии правового статуса личности принято делить на: 1) общие (общесоциальные); 2) специальные (юридические) гарантии [47]. На основе анализа специальной литературы можно дать следующее определение: конституционная обязанность – это мера должного поведения, установленная Конституцией Республики Беларусь [32; 36, c. 57]. Конституционные обязанности содержатся в разделе 2 Конституции Республики Беларусь и расположены после прав, свобод и их гарантий. Это обязанности соблюдать Конституцию (ст. 52), соблюдать законы (ст. 52), уважать национальные традиции (ст. 52), уважать достоинство, свободу, права, законные интересы иных лиц (ст. 53), беречь историко-культурное наследие, духовное наследие и иные национальные ценности (ст. 54), охранять природную среду (ст. 55), участвовать в финансировании государственных расходов посредством уплаты государственных налогов, пошлин и других платежей (ст. 56), защищать Республику Беларусь (ст. 57). Таким образом, можно дать общее определение правового статуса: это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи, которые фиксируются государством в юридической форме, т.е. в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида [43, c. 28]. При этом в контексте конституционно-правового регулирования права и обязанности гражданина и человека не только фиксируют образцы, стандарты поведения, что считаются государством обязательными, целесообразными, полезными для эффективной деятельности социальной системы, но и раскрываются ведущие принципы взаимоотношений личности и государства. Одновременном с тем, правовое регулирование требует наличия определенных качеств у субъектов отрасли права, поэтому теория права выработала следующую категорию – правосубъектность. Данная категория определяет качества, которыми должны обладать субъекты правового регулирования с целью обладания правами и обязанностями в соответствующей отрасли права [69]. Г.А. Василевич обращает внимание на то, что лексема «каждый» дает возможность предположить, что положения Конституции распространяются как на граждан Республики Беларусь, так и на иностранных граждан, на лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь [32]. Иностранцы ограничены в своих политических правах: они не могут поступить на государственную службу, не могут участвовать в управлении государством посредством участия (пассивного и активного) в избирательном процессе. Соответственно, на них не возлагаются воинские и некоторые другие обязанности. Таким образом, можно говорить о равенстве граждан и неграждан и о равенстве иностранцев вне зависимости от их статусной дифференциации, но с определенными оговорками. Целесообразно также обратить внимание на то, что принцип равенства правоспособности, закрепленный в Конституции, свидетельствует лишь о равенстве правовых возможностей, но не о равенстве конкретных субъективных прав. Следовательно, необходимой предпосылкой для осуществления гражданином своих прав и исполнения обязанностей является дееспособность, т.е. способностью гражданина своими действиями осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В качестве основного критерия способности гражданина своими действиями исполнять обязанности закон называет возраст. В частности, для того, чтобы исполнять обязанность по защите Республики Беларусь, установленную ст. 57 Конституции, гражданин должен достичь 18-летнего возраста [1]. Аналогичным образом, по общему правилу, решен вопрос и о способности гражданина быть участником гражданского оборота, получать доход и, соответственно, уплачивать налоги и неналоговые платежи в бюджет в рамках реализации своей обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов (ст. 56 Конституции). Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что понятие «правовой статус» целесообразно будет определять, ориентируясь на содержание правовых норм, что имеются в какой-либо отрасли права и предопределяют потенциальные возможности абстрактной личности в практике ее взаимоотношений с различными субъектами права. Одновременно, понятие «правовое положение» различных категорий физических лиц необходимо определять, учитывая их фактическое социальное положение и реализованные ими нормы права в конкретных свободах, правах и обязанностях. Можно также предложить следующее определение: конституционно-правовой статус гражданина – это комплексный институт конституционного права, в котором закреплены взаимоотношения гражданина, общества и государства, которые фиксируются в юридической форме посредством закрепления в Конституции в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус гражданина Республики Беларусь. 1.2. Понятие, виды и содержание прав и свобод человека и гражданина Как отмечается в специальной литературе, к предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Другими словами, в Конституции закреплены основные права, свободы и обязанности, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту [46, c. 63]. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. С другой стороны, обоснованным представляется утверждение о том, что основные права индивида – это и есть конституционные права [44, c. 42]. Следовательно, выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Отсюда следует, что классификация прав и свобод достаточно условна. Например, право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных [64, c. 38]. Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав и свобод. В современном обществе, которое достигло довольно высокого уровня права, к признакам правовых ограничений относят: наступление отрицательных условий (угроза либо лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, уменьшение границ возможностей, свободы, и, как результат, прав личности. Цели ограничений также определены универсальными международными актами. В частности, п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации указывает, что целями ограничений прав человека являются: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе [2]. В свою очередь, Конституция целями ограничений определяет: защиту основ конституционного строя; обеспечение безопасности других лиц; обеспечение безопасности государства. Нормы Конституции также допускают ограничение прав в условиях чрезвычайного положения с целью обеспечения безопасности граждан [1]. Конституция указывает целый ряд различных ограничений, к которым, помимо прочего, отнесены: обязанность не нарушать права других лиц, возможность ареста, заключения и содержания под стражей, ограничение права на тайну личных сообщений, право на основе закона проникать в жилище, лишение имущества по решению суда, лишение избирательных прав лиц, содержащихся под стражей, и др. Вместе с тем, исходя из Конституции, не подлежат ограничению следующие основные права и свободы: – право на жизнь; – право на достоинство; – право на неприкосновенность частной жизни; – право на личную и семейную тайну; – право на защиту своей чести и доброго имени. Также, согласно общему правилу, не подлежат ограничению и следующие права: – право на судебную защиту; – право на получение квалифицированной юридической помощи; – право считаться невиновным, впредь до момента, пока виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; – право на пересмотр приговора в вышестоящей судебной инстанции; – право не свидетельствовать против себя и близких родственников; – право на доступ к правосудию; – право на возмещение вреда [1]. Ст. 63 Конституции определяет, что осуществление прав и свобод личности может быть ограничено при объявлении чрезвычайного либо военного положения в порядке и границах, определенных Конституцией и законом. Однако и при возникновении таких особых мер не могут быть ограничены права, что предусмотрены в ст. 24, ч. 3 ст. 25, а также в ст.ст. 26 и 31 Основного закона. Касательно содержания отдельных прав и свобод, то гарантии личных прав наиболее широко определены Конституцией. Их специфика заключается в том, что это именно те права, что присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства и необходимы для обеспечения охраны жизни, достоинства, свободы, иных естественных прав, которые связаны с его частной, индивидуальной жизнью [44, c. 82]. Соответственно общепринятой классификации, личные права включают: 1) право на жизнь; 2) право на свободу и личную неприкосновенность; 3) право на неприкосновенность частной жизни, жилища; 4) право на честь и достоинство; 5) право на свободу совести, мысли и слова 6) право на свободу передвижение и выбор места жительства [46, c. 65]. Так, право на жизнь является личным правом, находящимся под максимальной правовой защитой. Именно поэтому преступления против жизни и здоровья человека входят в категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний. Право на жизнь является той первоосновой, на которой созданы все другие права и свободы, что складываются в данной сфере, ибо все они утрачивают свой смысл в случае гибели человека. Данное фундаментальное право допустимо анализировать в двух аспектах: 1) в качестве права личности на свободу от каких-либо незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей или частных лиц; 2) в качестве права личности на свободное распоряжение своей жизнью [74]. Можно сказать, что все остальные права и свободы определенным образом объединяются вокруг данного стержневого права [64, c. 76]. В качестве примера приведем такие права, как право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, являются дополнительными инструментами, которые обеспечивают его эффективную реализацию. Право на свободу и личную неприкосновенность предполагает свободу (право) человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой. Указанное право слагается из таких компонентов, как: 1) индивидуальная свобода личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физическая, нравственная и психическая неприкосновенность личности [47]. Основной целью всех остальных прав человека является, по сути, право на честь и достоинство. Достоинством является признание обществом социальной ценности, уникальности отдельного человека, значимости каждой отдельной личности в человеческом сообществе. Соответственно части 3 ст. 25 Конституции Республики Беларусь, противозаконным является подтверждение кого-либо насилию, пыткам, иному жестокому либо унижающему человеческое достоинство наказанию и обращению, а также (без добровольного согласия) медицинским либо иным опытам [1]. Достоинство в качестве субъективного права человека включает в себя также охрану репутации, чести, доброго имени. Достоинство личности охраняют нормы ряда отраслей права, вплоть до уголовного, которое предусматривает такие составы преступлений, как клевета (ст. 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь, далее – УК) и оскорбление (ст. 189 УК) [19]. Уважение к частной жизни является одним из аспектов индивидуальной свободы, поэтому право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны предполагает гарантированную государством возможность человеку осуществлять контроль за информацией касательно самого себя, сопротивляться разглашению сведений частного, интимного характера. Границы данного права предполагают также охрану тайны всех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по определенным причинам считает неприемлемым. К таковым, в частности, можно отнести тайну завещания, усыновления, врачебные диагнозы. Медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. относятся к так называемым профессиональным тайнам, а субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение [47]. Так, ст. 177 УК устанавливает ответственность за умышленное разглашение тайны усыновления (удочерения) [19]. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, неприкосновенность жилища, право на которое закреплено в ст. 29 Конституции, выступает в качестве одного из ключевых аспектов свободы личности. В то же время неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной, во всех странах этот принцип сопровождается ограничительными оговорками. В частности, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности», организация оперативно-розыскных мероприятий, что ограничивают конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, возможны лишь при наявности информации касательно признаков подготавливаемого, совершаемого либо совершенного преступления, касательно лиц, которые подготавливают, совершают либо совершивших преступление или касательно событий и действий, что создают угрозу национальной безопасности Республики Беларусь [20]. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, а также право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну в границах отдельного государства являются значительным элементом свободы самоопределения человека, условием профессионального и духовного развития личности, жизни достойного уровня. Исходя из международных стандартов Конституция Республики Беларусь (ст. 30) также гарантирует данное право. По своему усмотрению дееспособные граждане могут выбирать место жительства, а компетентные органы власти уполномочены подвергнуть данный факт регистрации. Одновременно это право не обладает абсолютным характером, ибо свобода передвижения может являться объектом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или свобод и прав иных лиц [1; 32]. Это может, в частности, касаться территорий, где введено чрезвычайное или военное положение, пограничной полосы, других режимных территорий. В свою очередь, ко второму поколению относят социально-экономические права, включающие нормы, что касаются положения человека в области быта и труда, занятости, социальной защищенности, благосостояния и ставят за цель создать условия, при которых люди будут «свободны от страха и нужды». Логично, что в рамки социально-экономических прав человека нужно включать не бесконечное разнообразие правоположений, которые содержатся в законах и подзаконных актах, регулирующих сферу быта, труда, социального обеспечения, а только более существенные из них, что затрагивают основы правового статуса человека [44, c. 99]. Экономические права тесно связаны с правом собственности, включают аспекты свободы человеческой деятельности в области производства, распределения, обмена, потребления услуг и товаров. В число данных прав входят: * право свободно использовать свои способности и имущество с целью предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельности; * право частной собственности; * право свободного распоряжения своими способностями к труду, право на выбор рода деятельности и профессии и др. [64, c. 107]. Одновременно с тем, социальные права служат для обеспечения человека достойным уровнем жизни и социальной защищенности, ибо человек может быть свободен лишь тогда, когда он находится под защитой от произвола властей и нищеты. В число данных прав, в частности, входят: * право на жилище; * право на отдых; * право на медицинскую помощь и охрану здоровья; * право на благоприятную окружающую среду и др. [1; 83, c. 68]. Сегодня существенная роль также находится у комплекса прав, что связаны с правом на труд, в число которых куда входят право на свободный выбор работы, право на безопасные и отвечающие требованиям гигиены условия труда, право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, право на защиту занятости и т. п. К спектру трудовых прав добавляется право на отдых, что выражается в разумном ограничении времени рабочего дня, в установке выходных и праздничных дат, оплачиваемых отпускных периодов [48]. Можно сказать, что право на достойное существование выступает в качестве продолжения трудовых прав. Оно определяет, что работник должен быть обеспечен таким жизненным уровнем (включая питание, жилище, одежду, медицинский уход, социальное обслуживание), необходимым для поддержания благосостояния и здоровья лично его и его родственников, и право на обеспечение в случае безработицы, заболевания, инвалидности, наступления старости, вдовства либо другой ситуации потери средств для существования по независящим от него причинам [36, c. 165]. В число социально-экономических прав и свобод входит также право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, с целью воспитания детей и в других случаях, что установлены законом. Содержание данного права включает, в первую очередь, гарантированную возможность получать социальные пособия и государственные пенсии [83, c. 97]. В завершение подчеркнем, что уровень социального развития общества находится в значительной зависимости от статуса его основной ячейки – отдельной семьи, защищенности детства и материнства. Конституция закрепляет общую норму касательно того, что на них распространяется защита государства. Законодательство предусматривает развернутую систему материальных гарантий материнства и детства и предлагает перечень ряда пособий, денежных выплат, что связаны с беременностью, родами, воспитанием детей, многодетностью, потерей кормильца и т.д. [32]. Как результат, социально-экономические свободы и права создают особенную группу основных свобод и прав гражданина и человека, касающиеся таких значимых сфер жизни человека, как предпринимательская и другая экономическая деятельность, труд, собственность, отдых, образование, здоровье и должны обеспечивать духовные, материальные и иные социально значимые потребности личности. Таким образом, справедливо будет утверждать, что конституционные права и свободы обладают следующими юридическими особенностями: – во-первых, они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве; – во-вторых, для них характерна высокая степень обобщения и распространения; – в-третьих, в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, а для граждан – состояние в гражданстве Республики Беларусь. Наконец, еще одна особенность конституционных прав и свобод заключается в том, что они обеспечиваются повышенной правовой охраной. Именно исполнение конституционных обязанностей в наиболее полной мере способствует соблюдению, исполнению соответствующих им отраслевых обязанностей, является также одной из гарантий соблюдения конституционных прав человека и гражданина. Соответственно, конституционно-правовые обязанности также являются ключевым элементом конституционно-правового статуса гражданина Республики Беларусь. 1.3. Конституционные гарантии реализации прав и свобод в Республике Беларусь Термин «гарантия» происходит от французского garantie – обеспечение; ручательство, порука в чем-либо, условие осуществления чего-либо, причем в настоящее время он носит общенаучный (междисциплинарный) характер и применяется в различных отраслях знания относительно к различным отношениям как средство (правовое, техническое, экономическое, социальное, политическое, международное и т.д.), с помощью которого реализуют свои права, интересы и цели заинтересованные субъекты [58, c. 208]. Одновременно, в правовой сфере существуют свои специфические средства с присущими им особенностями, поскольку гарантии представляют собой один из обязательных элементов правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. В данном контексте гарантии необходимы не сами по себе, а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод. Причем назначение гарантий состоит не только в обеспечении, но и в охране прав и свобод [50, c. 17]. В.С. Нерсесянц обращает внимание на то, что гарантированность является одним из значимых конституционно провозглашенных принципов, что получили правовое отражение в разных формах: – в качестве общего начала, свойственного для реализации полного объема прав и свобод человека; – в качестве закрепления конкретных гарантий каждого отдельного права и свободы [59, c. 30]. При этом наиболее полное и эффективное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. По этой причине в отношении конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в правовой доктрине существует ряд подходов. Так, С.С. Алексеев в понятие конституционных гарантий свобод и прав включает всю совокупность средств, способов и процедур, которые создают условия для личности с целью реальной защиты и отстаивания на законном основании своих прав и интересов, что предусмотрены Конституцией, законодательными актами и актуальным законодательством и признаются, соблюдаются всем обществом, а также защищаются государством [30, c. 244]. По мнению С.Ю. Францифоровой конституционные гарантии представляют собой систему императивных норм, обеспечивающих соблюдение и осуществление прав и свобод человека, поэтому нами предлагается систематизировать их в определенные группы гарантий, объединенные общими характеристиками. М.В. Баглай определяет эти гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, а применительно к конституционным правам и свободам – это обязанность государства [Цит. по: 50, c. 15]. А.В. Шавцова рассматривает конституционные гарантии прав человека и гражданина как систему средств, способов и методов обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, установленных в нормах Конституции, причем данные гарантии образуют систему неделимых и взаимосвязанных видов и групп. В самом общем виде гарантии правового статуса личности делятся на: 1) общие (общесоциальные); 2) специальные (юридические) гарантии [90, c. 140-142]. При этом важнейшей характеристикой конституционных гарантий выступает их неразрывная связь с процессом осуществления прав и свобод личности в реальной действительности. Другими словами, целью введения в правовой инструментарий и юридическую практику гарантий является наступление для субъекта права желаемого юридического результата, определенного нормой права, т.е. гарантии по отношению к правам личности выступают определенным обеспечительным механизмом, позволяющим субъекту быть уверенным в практическом осуществлении своего права, его эффективности, своевременности, качестве и полноте реализации. Как самостоятельная разновидность общих конституционных гарантий прав и свобод личности, экономические гарантии включают в себя: – рост производительности труда и производственно-технического потенциала; – единство экономического пространства, беспрепятственное перемещение товаров, услуг и финансов; – добросовестная конкуренция в экономической деятельности; – отказ от глобального огосударствления экономики; – признание частной и других форм собственности. К числу экономических гарантий также относится институт социального партнерства между человеком и государством, работниками и нанимателями, производителями и потребителями, которые создают благоприятные условия для функционирования конституционного института экономического плюрализма и равноправия всех форм собственности [86, c. 44]. В свою очередь, социальные гарантии прав, свобод и обязанностей личности охватывают: – трудовы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: